Таинство Причащения (Евхаристии)

Причащение — Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни. Таинство Причащения именуется Также Таинством Евхаристии (от греческого слова «благодарение»).     По учению Церкви Христовой, вкушая Тело и Кровь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, человек вступает в теснейший союз с Богом. Более того, человек становится единым с ним. С момента приобщения этой великой святыни, Сам Христос входит в человека, и сам человек теперь оказывается во Христе, как об этом говорится в одной из молитв ко святому причащению. В силу этого теснейшего союза Бога с человеком, последнему от Первого даруется великая сила и благодать для исцеления не только душевных, но и телесных, человек отныне еще более укрепляется против диавола в борьбе со грехом, человек с этого времени становится наследником Царствия Небесного.
Таинство Причащения совершается во время Божественной литургии. После возглашения «Святая святым» священник разделяет Тело Христово на четыре части; одна из них погружается в чашу с Кровью Христовой, другой причащаются священнослужители, остальные две разделяются на мелкие части и, также погруженные в чашу, употребляются для причащения верующих. Причастники по одному подходят и встают перед чашей, продолжая держать руки крестообразно и достаточно громко, чтобы слышал священник, называя свое церковное имя. Священник с помощью небольшой ложечки (лжицы) подает каждому из них частицу Тела Христова, напоенную Кровью. Причастник вкушает со лжицы Святые Дары и глотает их при произнесении священником слов:»Честного Святаго Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа причащается раб Божий (или раба Божия) (имя) во оставление грехов его (ее) и в жизнь вечную, аминь». После этого диакон или церковнослужитель отирает уста причастника особым платом (платком), причастник благоговейно целует нижний край (основание) чаши и отходит в сторону — туда, где заранее приготавливается церковнослужителями так называемая запивка — кусочки антидора или просфор и вино, смешанное с горячей водой. Каждый из причастников съедает кусочек антидора или просфоры, запивая его вином с водой, и возвращается на свое место в храме, ожидая конца службы, когда, поцеловав вынесенный священником крест, можно выходить из храма. Младенцев, которых держат на руках для удобства причащения, следует заранее положить на правую руку, чтобы диакон или церковнослужитель мог помочь священнику причастить ребенка.
Для того, чтобы возблагодарить Господа за великий дар причащения Его Тела и Крови, верующему следует в ближайшее время после причастия прочитать благодарственные молитвы после Святого Причащения, имеющиеся в любом молитвослове. В некоторых храмах существует добрая традиция читать эти молитвы для всех причастников после окончания богослужений.
Каждому из нас следует помнить, что единение со Христом в Таинстве Причащения — величайший благодатный дар, и мы призваны сохранить его в своей душе как можно более долгое время. Поэтому после причастия лучше всего углубиться в молитву, не отвлекаясь на внешние события, не вступая в разговоры и пересуды, тем более не раздражаясь по различным поводам. День после причастия лучше всего провести без излишней суеты, по возможности не занимаясь житейскими заботами, посвящая время молитве, чтению духовно-полезной литературы или добрым делам благотворения, милосердия. Только тогда мы сможем ощутить в своей душе всю глубину и величие Таинства Причащения.
Подготовка к Причащению включает в себя:
соблюдение поста перед причастием;
посещение вечернего богослужения накануне причастия;
прочтение определенного молитвенного правила;
воздержание от пищи и пития в сам день причастия;
допущение до причастия священником на исповеди;
присутствие на всем последовании Божественной литургии.
Пост перед причастием установлен Церковью для того, чтобы верующие могли приступить к этому святому таинству с очищенной душой и телом. По церковному уставу, перед причастием на протяжении семи дней следует соблюдать строгий пост. Сокращение пост допускается по согласованию с духовником. Заметим, что пост перед причастием, как и всякий пост Православной Церкви, подразумевает собой не только воздержание от скоромной пищи и умеренность в употреблении постной, но и удаление от развлечений, большее внимание к своей душе, особое усердие в молитве и душеполезном чтении и некоторые естественные ограничения в семейной жизни — все это в народной церковной традиции называется говением.
Накануне причастия следует приложить все усилия, чтобы побывать на вечернем богослужении в храме (конечно, если такая возможность имеется). Если этого не произошло по зависящим от вас причинам, то постарайтесь сказать об этом священнику на исповеди. Естественно, это не касается прихожан тех храмов, в которых богослужение совершается только с утра (в этих случаях Божественной литургии обычно предшествует утреня).
Молитвенное правило перед причастием состоит в следующем: накануне дня причастия, вечером, следует кроме молитв на сон грядущим прочитать из молитвослова три канона: покаянный, умилительный Пресвятой Богородице и Ангелу Хранителю, а при особом усердии — и акафист Иисусу Сладчайшему. Можно прочитать и канон из правила ко причащению. В самый день причащения, кроме утренних молитв, читается правило ко причащению (без канона, если он прочитан заранее).
Для человека, только начинающего церковную жизнь, все это может показаться непосильным бременем (тем более, что и совершение молитвенного правила требует определенного опыта и знаний). Поэтому лучше всего посоветоваться по этому вопросу со священником, который определит вам приемлемый объем молитвенного правила.
Воздержание от пищи и еды требуется от готовящегося причаститься, по церковному уставу, с полуночи. Это требование вполне естественно: нельзя причащаться, принимать в себя Тело и Кровь Христову, когда желудок отягощен пищей. Единственное исключение, относится к больным, нуждающимся в регулярном приеме определенных лекарств (например, при диабете).Само собой разумеется, что ограничение касается и курения (для тех, кто подвержен этой привычке); курить с утра перед причастием безусловно не разрешается.
Приходя в церковь, готовившемуся к причащению следует обязательно побывать на исповеди, чтобы быть допущенным к Таинству. Как правило, исповедь в храмах начинается раньше Божественной литургии, поэтому на нее следует прийти заранее. В некоторых церквах исповедь может совершаться и накануне после вечернего богослужения; такое прохождение исповеди перед причастием (накануне вечером) вполне допустимо, если прошедшее после исповеди время не смущает вас какими-либо укорами совести.
Последнее условие — присутствие на Божественной литургии — подразумевает то, что готовящийся причаститься должен заранее, до начала Богослужения, прийти в храм. Если вы существенно опоздали к началу службы, то лучше — чтобы не вносить в свою душу смущения и не нарушать церковный устав — перенести причащение на другой день.
Особенности подготовки к причащению для детей.
Главной особенностью является то, что дети до 7-летнего возраста освобождаются Церковью от необходимости исповеди перед причастием (впрочем, если ребенок сам чувствует в этом необходимость — не стоит ему возбранять исповедоваться и до 7-летнего возраста). Начиная с достижения 7-летнего возраста, когда у ребенка появляется сознание ответственности за свои слова и дела, исповедь для детей в любом случае обязательна.
Ограничение в пище и питии (во всяком случае, с утра перед причастием) касается и детей; наша обязанность — объяснить им необходимость воздержания от еды перед причастием. Определенное исключение, может быть, следует сделать для грудных детей; в любом случае не следует кормить их непосредственно перед причастием. Вообще младенцев следует причащать как можно чаще — это приносит большую пользу не только их здоровью, но и последующему духовному воспитанию.
Относительно соблюдения остальных условий общие рекомендации дать достаточно трудно — Церковь не возбраняет делать существенные послабления детям в соблюдении поста, во всяком случае до семилетнего возраста (но есть семьи, где даже малолетние дети сами, с большой охотой соблюдают пост); для маленького ребенка стояние на всей достаточно продолжительной службе (в особенности, если в храме много людей) может оказаться непосильным трудом; не всякий ребенок сможет даже выслушать (не говоря уже о самостоятельном чтении) продолжительное правило ко Причащению… Правильнее всего будет в каждом конкретном случае советоваться со священником — памятуя при этом о главном: посещение храма, молитва, причащение Святых Христовых Тайн должны приносить ребенку радость, а не становиться тяжелой и нежеланной обязанностью. В последнем случае с достижением определенного возраста внутренний протест, воспитывавшийся в ребенке не в меру усердными родителями, может излиться в самых неожиданных и неприятных формах.
Некоторые духовники рекомендуют матерям, готовя ребенка к причащению, самим прочитывать за него молитвенное правило.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *