Таинство Елеосвящения

Елеосвящение — Таинство, в котором, при помазании тела елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства Елеосвящения, которое в обиходе обычно назы­вается соборованием, относится к апостольским временам. В Соборном по­слании святого апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему » (Иак. 5: 14-15).
Кроме телесного исцеления, в Таинстве Елеосвящения испрашивается отпущение больному грехов — ибо большинство болезней являются следст­вием греха, тогда как самый грех — болезнь духовная. По учению Церкви, в Таинстве Елеосвящения отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости. Однако совокупность этих грехов, которые не отпущены чело­веку в Таинстве Покаяния, может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, — заболеваний телесных.
Таинство Елеосвящения именуется соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослу­жителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после опреде­ленных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Еванге­лия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упо­вания на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочте­ния и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совер­шается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином, то есть помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь до­пускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молит­вы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.
Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаян­ные грехи, может быть, даже не осознаваемые самим человеком. Следова­тельно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из жи­вущих в наше время может считать себя физически  абсолютно здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний. Не совершается Елеосвяще­ние над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.
Таинство Елеосвящения может происходить как в храме, так и в других условиях (в больнице или дома). Допускается совершение соборования одно­временно над несколькими людьми за одним чинопоследованием одним еле­ем. По сложившейся традиции, общее соборование во многих храмах совер­шается в дни Великого поста, Несомненно, что к соборованию следует приступать в тесной связи с исповедью и причащением Святых Христовых Тайн. Если Соборование совершается в домашних условиях над больным или умирающим, соединяясь с исповедью и причащением, то вначале совершает­ся исповедь, затем — соборование, а после него — причащение. Дать возмож­ность такого напутствия православному христианину перед его кончиной — прямой христианский долг его родных и близких. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же не­прерывно продолжающейся болезни.
Весьма распространен в народе взгляд на Елеосвящение как таинство, совершаемое только перед смертью. Отсюда происходят некоторые бес­смысленные суеверия, прямо противоречащие учению Православной Церкви: к примеру, что выздоровевшему после Елеосвящения нельзя есть мясную пищу, следует соблюдать еженедельный пост кроме среды и пятницы еще и в понедельник, нельзя жить супружеской жизнью, ходить в баню и т.п. Эти вымыслы подрывают веру в благодатную силу Таинства и приносят большой вред духовной жизни.
Следует осознавать также, что Елеосвящение, как духовное врачевание, не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддержива­ет человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому собо­рование не отменяет употребления лекарственных средств.

Елеосвящение — Таинство, в котором, при помазании тела елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Установление Таинства Елеосвящения, которое в обиходе обычно назы­вается соборованием, относится к апостольским временам. В Соборном по­слании святого апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему » (Иак. 5: 14-15).
Кроме телесного исцеления, в Таинстве Елеосвящения испрашивается отпущение больному грехов — ибо большинство болезней являются следст­вием греха, тогда как самый грех — болезнь духовная. По учению Церкви, в Таинстве Елеосвящения отпускаются грехи забытые (но не сознательно утаенные на исповеди!), к примеру — по причине своей малозначимости. Однако совокупность этих грехов, которые не отпущены чело­веку в Таинстве Покаяния, может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, — заболеваний телесных.
Таинство Елеосвящения именуется соборованием потому, что по уставу Церкви его полагается совершать семи священникам (собором священнослу­жителей). Число семь — символический знак Церкви и ее полноты; именно поэтому само последование Таинства состоит в прочтении, после опреде­ленных молитвословий, семи различных отрывков из Апостола и Еванге­лия, повествующих о покаянии, об исцелении, о необходимости веры и упо­вания на Бога, о сострадании и милосердии. После каждого такого прочте­ния и молитвенного обращения к Богу об отпущении грехов больного совер­шается его помазание освященным маслом (елеем), смешанным с вином, то есть помазание также совершается семикратно. Впрочем, Церковь до­пускает совершение Таинства тремя, двумя и даже одним священником — с тем, чтобы он совершал его от лица собора иереев, произносил все молит­вы, совершал чтения и семикратно помазывал болящего.
Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) — ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаян­ные грехи, может быть, даже не осознаваемые самим человеком. Следова­тельно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из жи­вущих в наше время может считать себя физически  абсолютно здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний. Не совершается Елеосвяще­ние над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными.
Таинство Елеосвящения может происходить как в храме, так и в других условиях (в больнице или дома). Допускается совершение соборования одно­временно над несколькими людьми за одним чинопоследованием одним еле­ем. По сложившейся традиции, общее соборование во многих храмах совер­шается в дни Великого поста, Несомненно, что к соборованию следует приступать в тесной связи с исповедью и причащением Святых Христовых Тайн. Если Соборование совершается в домашних условиях над больным или умирающим, соединяясь с исповедью и причащением, то вначале совершает­ся исповедь, затем — соборование, а после него — причащение. Дать возмож­ность такого напутствия православному христианину перед его кончиной — прямой христианский долг его родных и близких. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же не­прерывно продолжающейся болезни.
Весьма распространен в народе взгляд на Елеосвящение как таинство, совершаемое только перед смертью. Отсюда происходят некоторые бес­смысленные суеверия, прямо противоречащие учению Православной Церкви: к примеру, что выздоровевшему после Елеосвящения нельзя есть мясную пищу, следует соблюдать еженедельный пост кроме среды и пятницы еще и в понедельник, нельзя жить супружеской жизнью, ходить в баню и т.п. Эти вымыслы подрывают веру в благодатную силу Таинства и приносят большой вред духовной жизни.
Следует осознавать также, что Елеосвящение, как духовное врачевание, не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддержива­ет человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому собо­рование не отменяет употребления лекарственных средств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *